Тракторы БТЗ-243К и БТЗ-246К.
Технические особенности, сходства и отличия моделей.
На рынке сельскохозяйственной и промышленной техники одним из ведущих предприятий можно отметить «Брянский Тракторный Завод». Эта компания производит надёжные, многофункциональные скоростные машины по доступной цене для аграриев России и ближнего зарубежья. В частности производятся колёсные трактора 3-го и 4-го тягового класса, и гусеничные ‒ 4-го и 5-го тягового класса. И, конечно же, большой интерес потребителей вызывает оборудование конструкции тракторов шарнирно-сочленённой рамой и полноценным вертикальным шарниром. Это неоспоримое преимущество машины при работе на сложном рельефе обрабатываемой поверхности. Вертикальный шарнир обеспечивает отклонение полурам на угол до 15°.
Рассмотрим более подробно характеристики двух моделей линейки колёсных тракторов, выпускаемых «Брянским Тракторным Заводом».
Современный скоростной колёсный трактор 4-го тягового класса, отличающийся высокой энергонасыщенностью и универсальностью. Используется и в качестве транспортного тягача с прицепами до 20Т, и для эффективной обработки полей до 3000 га: пахота, посев, боронование, сплошная культивация, уборка урожая.
Манёвренность и тяговая сила улучшены благодаря шарнирно-сочленённой компоновке. Передняя и задняя высокопрочные клёпаные полурамы соединены вертикальным и горизонтальным шарнирами, что позволяет осуществлять поворот трактора в радиусе 6,7 м и выдерживать критические нагрузки.
Силовой блок крепится с помощью металлических амортизаторов в резиновом корпусе на подмоторной раме и состоит из двигателя, муфты главного сцепления с проставочным корпусом, коробки передач и раздаточной коробки.
Трактор оснащён мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-53645. Это 6-цилиндровый, рядный, 4-тактный силовой агрегат жидкостного охлаждения, объём 6,65 л и мощность 250 л.с. Установлен турбонаддув и обеспечено охлаждение наддувочного воздуха в рекуператоре типа «воздух-воздух». Самая современная топливоподающая система аккумуляторного типа «коммон-рэйл» (Common Rail) фирмы «Bosch».
Муфта сцепления сухая, фрикционная, однодисковая, постоянно замкнутая, дистанционно управляемая, с пневмоусилителем. Установленный в её корпусе колодочный тормозок обеспечивает безударное введение постоянного зацепления зубчатых колёс коробки передач.
Усиленная гидромеханическая коробка передач переключается без разрыва потока мощности в каждом из 4-скоростных диапазонов: 3 переднего хода и 1 заднего. Скорость движения трактора от 3,7 до 34 км/ч.
Раздаточная коробка передаёт постоянный привод на передние и задние мосты. Отдельно можно заказать модификацию с отключаемым передним мостом. В конструкции раздатки находятся приводы к насосам гидросистем коробки передач, рулевого управления навесного устройства, а так же механизм запуска привода вала отбора мощности.
Передний и задний мосты трактора являются ведущими. Их конструкция одинакова, за исключением длины рукавов и соответствующих полуосей. Главные передачи мостов взаимозаменяемы.
Имеющийся дифференциал не регулируется и не разбирается до полного износа при эксплуатации. Для улучшения тяги, сцепки и проходимости машины, ведущие мосты оснащены автоблокировкой дифференциала.
Передний мост с динамическим ходом вверх и двумя ограничительными резиновыми буферами. Он прикреплён к полураме на двух полуэллиптических рессорах. Установленные телескопические гидроамортизаторы обеспечивают более плавный ход машины. Задний мост установлен жёстким креплением к полураме.
Фланцы ступиц колёсных редукторов планетарного типа жёстко прикреплены к фланцам корпусов ведущих мостов, и образуют единый блок с колёсными тормозами.
Управление тормозами переднего и заднего мостов производится педалью из кабины трактора через пневматический привод. Колёсные тормоза ‒ колодочные. Стояночный тормоз ‒ ленточный, установлен на приводе переднего моста.
Все 4 дисковых колеса трактора одинакового размера. Пневматические шины размером 23,1R26 низкого давления. Отдельно можно заказать комплект колёс с приспособлением для их сдваивания. Такой вариант снижает удельное давление на почву, а также снижается расход топлива, увеличивается производительность и навесная способность.
Для управления орудиями и рабочими органами гидроуправляемых машин в тракторе установлена раздельно-агрегатная гидравлическая система, которая объединена с рулевым управлением. Производительность насоса 100л/мин. Гидравлика управляется рычагами из кабины с помощью 5-секционного гидрораспределителя.
Агрегатирование с техническими устройствами и сельскохозяйственными машинами, снабжёнными гидравлическими устройствами, производится с помощью соединительных муфт, расположенных на кронштейне между задними крыльями трактора.
Так же предусмотрена сборка с навесными и полунавесными машинами посредством механизма навески, имеющего в конструкции 2 гидравлических цилиндра и обеспечивающего грузоподъемность до 5Т. Наладка присоединения орудия к трактору в различных условиях работы конструкции навесного устройства производится по 2-х и 3-х точечной системе. Гидронавесная система трактора может быть оснащена и автосцепкой для упрощения агрегатирования с навесными машинами.
При работе с прицепами, полуприцепами, машинами для внесения удобрений и другими, комплекс навески дополняется тягово-сцепным устройством в виде прицепной скобы. Или дополнительно заказывается маятниковое прицепное устройство.
Редуктор вала отбора мощности (ВОМ) установлен на задней полураме. Оснащён независимым приводом и теплообменником (охлаждение масла). Привод к редуктору осуществляется карданной передачей. Частота вращения ВОМ 540 и 1000 об/мин.
Кабина трактора двухместная: подрессоренное регулируемое сиденье с центральной посадкой оператора и дополнительное складное. Кабина крепится на 4-х резиновых амортизаторах, имеет каркас безопасности и панорамное остекление. В ней обеспечена герметизация, тепло- и шумоизоляция. Имеется также аудиоподготовка и кондиционер. Или вместо него отдельно заказывается вентиляционно-отопительный блок для подогрева воздуха, вентиляции кабины и обдува с подогревом стёкол. Предусмотрена регулировка рулевой колонки по высоте и углу наклона. За кабиной располагается топливный бак объёмом 430л.
Габаритные размеры трактора: длина 6,6м, ширина 2,5м, высота по крыше 3,5м, дорожный просвет 0,4м. Эксплуатационная масса трактора 8,66Т.
БТЗ-246К.
Трактор практически идентичен с моделью БТЗ-243К по конструкции, комплектации и назначению. Он того же 4-го тягового класса, и так же является шарнирно-сочленённым колёсным сельскохозяйственным трактором. Но имеет несколько отличий по характеристикам.
В первую очередь ‒ модернизированный двигатель ЯМЗ-65655 с номинальной мощностью 180л.с. Это v-образный дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами, турбонаддувом и охладителем типа «воздух-воздух», объём 11,15 л, максимальный крутящий момент 667 ньютон на метр. Система подачи топлива аккумуляторного типа с электроуправлением. Узлы компоновки российского производства, кроме топливной рампы со встроенным датчиком давления.
Кроме того, на этой модели установлены колёса другого размера ‒ 21,3R24.
И, конечно же, это наиболее доступный по цене трактор среди других колёсных моделей.
Подытожив, можно отметить, что у этих моделей колёсных тракторов «Брянского Тракторного Завода» простая и прочная конструкция, надёжные современные узлы и агрегаты, экономичные двигатели, повышенная манёвренность. Они просты и недорогие в обслуживании, и отлично агрегатируются с современным высокопроизводительным оборудованием.